|
Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence - сокр. CI) - сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (источник: www.ru.wikipedia.org) |
Использование патентных исследований в конкурентной разведке |
Конспект работы "Роль и место патентных исследований в создании конкурентных преимуществ собъектов хозяйствования" Автор: А.Н. Береснев, гл. специалист Управления информации и зарубежных связей Национального центра интеллектуальной собственности Республик Беларусь, 2004 г. Переход на условия функционирования в рамках общемирового товарного рынка, где главным условием, определяющим успех деятельности субъекта хозяйствования, становится конкурентоспособность продукции и услуг, требует знания своих конкурентов,их продукции, рынков ее сбыта, их конкурентных преимуществ и знания того, за счет чего эти преимущества создаются Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями с целью обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения потребностей потребителей и получения наибольшей прибыли Конкурентоспособность продукции обеспечивается повышенными потребительскими свойствами поставляемых на рынок товаров и услуг. Создание конкурентных преимуществ обеспечивается за счет низких издержек производства и усовершенствования выпускаемой продукции В современном мире глобализации торговли в основе действий, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов лежит потребление и производство информации - от заявок на регистрацию в ходе НИОКР объектов интеллектуальной собственности до заказов на необходимые для производства материалы и оборудование. Анализ и последующее использование этой информации позволяет оценить как наличие, так и отсутствие конкурентного преимущества, как собственной организации, так и конкурентов Информационно-аналитическое обеспечение конкурентоспособности играет принципиально важную роль, так как способствует принятию обоснованных решений Патентные исследования выполняют функцию информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений Сегодня на развитие патентных исследований воздействуют, по крайней мере, три следующих фактора: - смена ориентиров патентно-информационной деятельности с охватом всех аспектов инновационного предпринимательства, требующая обновления методологии патентных исследований; - существенное расширение информационной базы за счет подключения огромных массивов патентных документов и "патентно-ассоциируемых" источников из Интернет, требующее привлечения к патентным исследованиям современных информационных технологий; - заметный рост количества информационно-поисковых программных средств и систем, предназначенных для автоматизации поиска, систематизации и анализа патентной информации с учетом вышеупомянутой смены ориентиров Специалисты указывают на возможность эффективного применения патентной информации в качестве индикатора научно-технического прогресса, а патентных исследований - в качестве важнейшего инструмента, с помощью которого решается задача оценки конкурентов, объективного определения среди них своего места, выбора стратегических направлений своего дальнейшего развития ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в этих условиях приобретают более глубокий смысл - смысл КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ Она осуществляется организацией постоянного систематического упорядоченного сбора, обработки и анализа информации о конкурентах, постоянного сопоставления своих активов с активами конкурентов. На этой основе для руководителя предприятия готовится информация, позволяющая принимать обоснованные решения, особенно в стратегическом плане, в выработке конкурентной стратегии на перспективу В выработке конкурентной стратегии важную роль занимают права на промышленную собственность (ПС), которые позволяют создавать новую технологию, товар или услугу и монопольно использовать их в течение определенного срока Руководители бизнеса в промышленно развитых странах считают наличие прав на промышленную собственность базовой составлzющей успешного предпринимательства Ключевую роль в системе охраны промышленной собственности играют патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы Патенты на изобретения и полезные модели предоставляют право их владельцу запрещать конкурентам использование изобретения (полезной модели) на весь срок действия патента. Это право реализуется путем собственного монопольного использования, либо передачей права на использование другим лицам за соответствующую компенсацию затрат. Наличие таких патентов у предприятия показывает его позицию на рынке, новаторскую репутацию, дает возможность преследования нарушителей Потребители продукции предприятия большое внимание уделяют внешнему виду продукции, поэтому существенное значение в обеспечении конкурентных преимуществ приобретает дизайн, правовая охрана которого осуществляется патентованием промышленных образцов Конкурентоспособность во многом определяется репутацией фирмы, которая, как правило, подтверждается регистрацией и использованием товарных знаков Наличие этих активов является хорошей основой для обеспечения конкурентных преимуществ Но знания обновляются, потребности растут. Удовлетворение возрастающих потребностей, стремление производителей снижать издержки вызывают необходимость поиска новых решений. Появляются новые технические решения, которые заявляются в патентные ведомства, защищаются охранными документами. И этот процесс идет непрерывно. Чем больше изобретений у предприятия имеется, тем выше его преимущества. Преимущество растет с территориальным расширением действующих прав, особенно с с приобретением прав (патентованием) на территории развитых государств, на территории государств-экспортеров продукции, на территории государств нахождения своих конкурентов В условиях возрастающей коммерческой значимости промышленной собственности задача надлежащей организации управления интеллектуальными ресурсами компании становится в ряд приоритетных и без патентных исследований, как инструмента отслеживания ситуации на мировых рынках, здесь не обойтись Исходя из цели конкурентной разведки - знать о конкурентах все, осуществляют сбор сведений: - об уровне техники в конкретной области в целом; - об исследованиях и разработках; - об их правовой охране (патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, регистрации товарных знаков); - о лицензионной деятельности; - о рынках и объемах сбыта продукции; - о выставках и экспонатах; - о ценовой политике и др Сведения этим находятся в различных источниках Среди всех источников- патентная информация дает уникальную возможность отслеживания конкурентов в целом. Все другие источники привлекаются для уточнения, для выяснения возможностей и намерений по конкретным вопросам Надо помнить, что эта работа весьма трудоемка, требует привлечения высококвалифицированных специалистов ...........................(источник: Республиканская научно-техническая библиотека Беларуси) Смотрите новые публикации: |
Продолжение следует... | |