ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(конспект учебного пособия)

Источник:
Э.П. Скорняков, М.Э. Горбунова "Патентные исследования. Учебной пособие"
Москва, РГИИС, 2005
Кому и Зачем они нужны? В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации

Однако это определение не в полной мере отражает действительноe назначение патентных исследований в современных условиях развития экономики

В условиях рыночной экономики изменяется общая направленность патентных исследований. Они ориентируются на анализ рынка продукции, являющейся объектом патентных исследований, с целью обеспечения конкурентоспособности этой продукции

Под патентными исследованиями понимаются информационно-аналитические исследования, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции, а также сокращения затрат на создание продукции за счет исключения дублирования исследований и разработок

Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации, содержащих сведения о последних научно-технических достижениях, связанных с разработкой промышленной продукции, о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции и, в частности,при составлении технического задания (ТЗ) на создание новой или модернизированной продукции, при проведении НИР и ОКР в процессе создания новой продукции, а также в процессе ее коммерческой реализации на внутреннем и/или зарубежном рынках вплоть до момента снятия ее с производства, когда эта продукция утрачивает свою конкурентоспособность

Патентные исследования проводятся с целью установления требований потребителей к данной продукции. Это необходимо для формулирования технического задания на разработку новых (модернизированных)образцов продукции и проведения различных оценок продукции и ее составных частей, а также технологии ее изготовления для выработки обоснованных управленческих решений

Патентные исследования проводятся с целью отбора наиболее эффективных (коммерчески значимых) научно-технических достижений из числа последних достижений, связанных с совершенствованием продукции. В частности, на основе патентных исследования осуществляется оценка коммерческой значимости изобретений и других объектов промышленной собственности для принятия решения об их использовании в объекте разработки

Патентные исследования проводятся с целью оценки технического уровня промышленной продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Это необходимо для принятия решений о постановке разрабатываемой продукции на производство и снятия ее с производства. Это необходимо также для установления цены на новые образцы промышленной продукции и формирования рекламы этих образцов продукции

Патентные исследования проводятся с целью определения патентоспособности объектов промышленной собственности (результатов интеллектуальной деятельности - примеч. ред.), разрабатываемых в процессе создания новой продукции, и целесообразности патентования их в одной или нескольких странах

Патентные исследования проводятся с целью определения условий беспрепятственной реализации промышленной продуrции на рынке конкретной страны или ряда стран без нарушения права третьих лиц, владеющих патентами, действующими на территории этих стран (экспертиза на патентную чистоту)

Патентные исследования проводятся с целью анализа тенденций развития рынка продукции конкретного вида. Это позволяет, например, прогнозировать спад в развитии рынка конкретной продукции или, напротив, его рост, что необходимо для выработки соответствующих управленческих решений


Патентные ислледования прводятся для анализа условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида, включая выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.

Патентные исследования проводятся также для стоимостной оценки объектов промышленной собственности при решении вопросов продажи или покупки лицензии, а также при постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал организуемых новых предприятий...

Методика проведения Процесс проведения патентных исследований включает следующие основные этапы:
  • разработка задания на проведение патентных исследований;
  • разработка регламента поиска;
  • поиск и отбор патентной и другой научно-технической и конъюнктурно-коммерческой информации;
  • составление отчета о поиске;
  • обработка, систематизация и анализ отобранной информации;
  • обобщение результатов и составление отчета о патентных исследованиях

  • Преимущества патентной информации Патентная информация - это информация о всех видах объектов промышленной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, которая публикуется в изданиях патентных ведомств различных стран, региональных патентных ведомств, международных организаций

    Патентная информация публикуется в виде полных описаний к заявкам и выданным патентам, рефератов или формул изобретений и библиографических данных. Наибольшую ценность представляют полные описания изобретений и полезных моделей

    Патентная информация имеет ряд преимуществ перед другими видами информации, что делает ее незаменимой при проведении патентно-информационных исследований:
  • патентная информация содержит сведения о научно-технических достижениях исследователей и разработчиков ведущих стран мира, включая последние достижения. Сведения об этих достижениях дублируются в других видах информации (научно-технической, рекламно-коммерческой и др.) только на 20-30%. Основной объем сведений (70-80%) содержится только в источниках патентной информации;

  • полные описания изобретений и полезных моделей имеют стандартную структуру, что облегчает доступ к тем или иным сведениям об изобретениях, необходимым при проведении отдельных видов исследований;
  • информация об изобретении и полезной модели относится, как правило, к одному техническому решению, что облегчает систематизацию информации по объектам исследований;
  • наиболее важные изобретения патентуются одновременно в нескольких странах, где публикуются описания изобретений к патентам-аналогам на языке той страны, где патент выдается. Это облегчает доступ к информации о наиболее важных (эффективных) научно-технических достижениях путем обращения к описанию изобретения к патенту-аналогу той страны, язык которой доступен исследователю;
  • патентная информация хорошо систематизирована и имеет хорошо разработанную классификацию, единую для большинства стран мира (Международную патентную классификацию - МПК), что облегчает проведение поиска и формирование баз данных и компьютеризованных систем поиска;
  • пользование рефератами изобретений (полезных моделей), публикуемых в изданиях информационных центров, облегчает доступ к информации о научно-технических достижениях тех стран, язык которых труден для изучения;
  • наличие в описаниях изобретений сведений о заявителях, патентообладателях и авторах облегчает получение дополнительной информации о соответствующих научно-технических достижениях и условиях приобретения прав на их использование путем прямого обращения к владельцу патента или автору;
  • патентные ведомства ведущих стран мира, Европейского патентного ведомства и Всемирной организации интеллектуальной собственности представили свои патентные фонды в бесплатное пользование в Internet, что существенно сокращает трудоемкость патентного поиска

    Полное описание изобретения содержит информацию технического характера, которая позволяет ответить на следующие основные вопросы, представляющие интерес для исследователя:
  • какой вид продукции является объектом совершенствования в данном изобретении;
  • какие технико-экономические показатели продукции могут быть улучшены при использовании данного изобретения;
  • насколько широко может быть использовано изобретение с учетом области техники, к которой оно относится, и возможных сфер применения, которые охарактеризованы в описании изобретения

    Описание изобретения содержит правовую информацию, сосредоточенную преимущественно в формуле изобретения, т.е. в патентных притязаниях, которые определяют границы действия патента. Эта информация должна быть объектом тщательного исследования для решения вопроса о выходе на рынок страны, где действует данный патент, с продукцией, содержащей близкие по технической сущности решения

    Описание изобретения содержит информацию о патентообладателе и авторе (авторах) изобретения,используемую, в частности, для анализа конкуренции на рынке данной продукции, что является составной частью исследования рынка продукции
    ,br> информация о правовом статусе патента необходима при проведении экспертизы на патентную чистоту, которая является составной частью маркетинговых исследований

    Источники информации, принятые во внимание автором изобретения при составлении заявки, необходимы для анализа технического направления, к которому относится данное изобретение, с целью определения тенденций его развития

    Установление патентов-аналогов необходимо для анализа географии патентования фирм-конкурентов и при оценке коммерческой значимости изобретения

    Сведения о переуступке прав на изобретение или о продаже лицензии на изобретение представляют большую ценность при анализе условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида и при анализе деятельности фирм-конкурентов на этом рынке

    Для объективной оценки изобретения информацию о его недостатках изобретения можно получить из более поздних публикаций, в частности, из описаний более поздних по приоритету изобретений, где данное изобретение используется в качестве базы для сравнения (в качестве аналога)

  • Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции Выделяют следующие основные группы факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке:
  • Факторы, характеризующие соответствие технического уровня продукции последним достижениям науки и техники
    Основным фактором, относящимся к этой группе, является показатель технического уровня объекта, который определяется путем сравнения совокупности технико-экономических параметров объектов-аналогов. В обеспечении высокого технического уровня объекта техники определяющую роль играет использование изобретений, придающих объекту техники уникальные потребительские свойства в сравнении с объектами-аналогами
    К этой же группе факторов относятся эстетические и эргономические показатели объекта техники, т.е. его внешний вид, удобства сопряжения с оператором и др. Все это требует тщательной дизайнерской проработки продукции. Важная роль при этом отводится созданию промышленных образцов.Особенно велика их роль в обеспечении конкурентоспособности изделий легкой промышленности, а также в машиностроении, автомобилестроении, станкостроении, обрабатывающей промышленности и в приборостроении

  • Факторы, характеризующие соответствие качества продукции требованиям потребителей
    Обеспечение факторов этой группы связано с изучением требований потребителя к продукции аналогичного назначения. Одним из эффективных способов выявления недостатков известных объектов аналогичного назначения является изучение источников патентной информации, относящихся к изобретениям в данной области техники. Такой способ определения недостатков существующих изделий аналогичного назначения позволяет выявить потребности в таких новых изделиях, потребность в которых рядовой потребитель этой продукции еще не ощущает. Применение этого способа при проведении патентных исследований облегчается тем, что в описании изобретения, как правило, имеется раздел, в котором содержится анализ недостатков существующих технических решений

  • Факторы, характеризующие условия тенденции развития рынка продукции данного вида (аналогичного назначения)
    Успешный выход на рынок с какой-либо продукцией и устойчивое положение на нем в течение длительного времени во многом определяются перспективами развития рынка в отношении данной продукции. Одним из способов определения тенденции развития отдельных видов продукции в конкретной стране или регионе является исследование динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанное на построении динамических рядов патентования изобретений, относящихся к данной продукции, в стране намечаемого экспорта. При этом стабильность изобретательской активности или ее возрастание в последние годы изучаемого временного интервала могут свидетельствовать о стабильности и перспективах расширения рынка данной продукции

  • Факторы, характеризующие условия конкуренции на данном рынке
    Учет факторов этой группы предполагает выявление фирм-конкурентов на рынке данной страны.Это может быть сделано путем анализа библиографических частей рефератов или описаний изобретений к выданным в данной стране патентам, где приводятся сведения о фирме - патентообладателе, и ранжирования фирм по количеству принадлежащих им патентов
    Кроме того, необходимо изучать тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами, что может быть проделано путем анализа всех изобретений этих фирм. Для этого необходимо изучить описания изобретений по выданным данным фирмам патентам в различных странах, и, прежде всего, в странах, где размещены дирекции этих фирм
    Необходимо также определить намерения конкурирующих фирм на рынке данной страны, например, путем изучения динамики патентования этими фирмами своих технических решений в данной стране Необходимо также выявить основные направления научных исследований конкурирующих фирм. Для этого необходимо использовать не только патентную, но и публикации в академических и отраслевых журналах, фирменных изданиях и монографиях, доколады и сообщения на совещаниях, конференциях, симпозиумах

  • Патентно-правовые факторы
    Одним из основных условий обеспечения конкурентоспособности продукции является ее патентная чистота. Это означает, что продукция не должна нарушать исключительного права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и др.объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных выдачей патентов или свидетельств в странах, где она реализуется как товар Существенную роль в обеспечении конкурентоспособности продукции играет патентование используемых в ней изобретений и других видов промышленной собственности. Наличие патента существенно облегчает проведение переговоров с партнерами, так как многие из них отказываются подписывать соглашения, в которых содержаться обязательства сохранить в секрете передаваемые технические решения. Монопольное положение, которое в течение некоторого времени обеспечивается фирме сильным патентом, особенно важно для малой фирмы. Наличие патентов и товарных знаков часто делает возможным осуществление эффективных экспортных операций

  • Производственные факторы К производственным факторам, определяющим возможности создания конкурентоспособной продукции и характеризующим конкурентоспособность организации (предприятия), относятся: - овладение передовой технологией;
    - постоянное обновление и модернизация технологического оборудования;
    - величина расходов на НИОКР;
    - наличие гибкой производственной структуры, способной быстро переориентироваться на выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом;
    - наличие надежных поставщиков и др.
    Следует отметить, что расходы на НИОКР включают расходы на проведение патентных исследований, а расходы на маркетинг включают расходы на патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и регистрацию товарных знаков

  • Факторы, характеризующие условия поставки и сбыта продукции потребителю
    Экспорт продукции в настоящее время составляет около 35% от общего объема мировой торговли продукцией машиностроения, однако учитывая таможенную политику промышленно-развитых стран, торговля готовой продукцией во многих случаях не выгодна. В подобных случаях необходимо исследовать возможность поставки части оборудования, которая на месте в данной стране доукомплектовывается частями местного производства. В некоторых случаях возможна организация полного производства изделия. Это дает возможность повысить конкурентоспособность продукции. Как правило, в таких случаях предусматривается организация производства части или всего изделия в какой-либо стране на основе неисключительной лицензии на право использования изобретений или переуступки прав (исключительной лицензии). Такое сотрудничество, как правило, имеет долгосрочный характер и выгодно обеим сторонам

  • Стоимостные факторы
    Цена конкурентоспособного изделия на внешнем рынке находится в прямой зависимости от его качества. Наличие уникальных потребительских свойств изделия, обусловленных, например, использованием в нем изобретений, может быть основанием для сбыта его по более высокой цене, чем цена изделий-конкурентов, не обладающих этими свойствами. При оценке конкурентоспособности изделий следует принимать во внимание так называемую полную цену потребления изделия. Полная цена потребления складывается из цены приобретения (стоимости изделия на рынке) и затрат потребителя, связанных с эксплуатацией его в течение срока службы изделия, включая затраты энергии, топлива, затраты на ремонт и профилактическое обслуживание и т.п. Считается, что чем ниже доля цены приобретения в полной цене потребления изделия, тем ниже конкурентоспособность изделия

  • Информационные факторы
    Трудно переоценить роль информационных факторов и, в частности, рекламы в обеспечении конкурентоспособности изделий на внутреннем и внешнем рынке. Особенно велика эта роль на начальной стадии проникновения производителя на рынок
    Успешной рекламе в значительной степени способствует использование в изделии оригинальных новинок (изобретений, ноу-хау и др.), которые придают изделию уникальные свойства

  • Виды патентных исследований и их связь с этапами создания продукта Анализ факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, позволяет выделить основные виды патентных исследований, связанных с обеспечением конкурентоспособности. К ним относятся:
  • определение требований потребителей к продукции данного вида;
  • отбор наиболее эффективных научно-технических достижений (НТД) для использования при разработке новых или модернизированных образцов продукции;
  • оценка технического уровня (ТУ) продукции на различных этапах ее разработки и коммерческой реализации;
  • анализ тенденций развития рынка продукции;
  • анализ условий конкуренции на рынке продукции данного вида;
  • анализ возможностей правовой охраны технических и художественно-конструкторских решений, полученных в процессе разработки;
  • анализ условий беспрепятственной реализации продукции на рынке конкретной страны (экспертиза на патентную чистоту)

    Процесс создания новых образцов продукции может быть условно поделен на ряд этапов, отличающихся по решаемым задачам и методам их решения
    Виды

    ПИ
    Отбор

    идей
    Анализ
    возможностей
    производства
    и сбыта
    Формули-
    ровка
    ТЗ
    НИР
    ОКР
    Опытная
    партия
    Проверка
    состояния
    рынка
    Организация
    массового
    производства

    Определение
    требований к
    продукции

    +

    +

    Отбор
    наиболее
    эффективных
    НТД


    +


    +


    +


    +

    Оценка
    ТУ

    +

    +

    +

    +

    Анализ
    тенденций
    развития


    +


    +


    +

    Анализ
    условий
    конкуренции


    +


    +


    +

    Правовая
    охрана
    решений


    +


    +


    +

    Экспертиза
    на
    ПЧ


    +


    +


    +



    Этапу отбора идей предшествует этап поиска новых идей, связанных с созданием промышленной продукции, на котором анализируются различные источники научно-технической информации и, в первую очередь, патентной информации, а также идеи, генерируемые ведущими сотрудниками фирмы, занятой созданием нового образца продукции

    На этапе отбора идей осуществляется процесс отсеивания идей, явно не соответствующих целям и возможностям фирмы

    На этапе анализа возможностей производства и сбыта осуществляется переход от идей к конкретным рекомендациям по созданию новых образцов продукции. На этом уже учитываются не только возможности фирмы-разработчика, но, в первую очередь, требования потребителей к продукции данного вида, а также тенденции развития рынка и условия конкуренции на рынке данной продукции. Результатом этапа отбора идей и анализа возможностей производства и сбыта является отбор наиболее эффективных идей, которые в наибольшей степени способны удовлетворить требования потребителей и обеспечить конкурентоспособность образцов продукции с их использованием

    На этапе формирования технического задания на НИОКР устанавливаются требования к объекту разработки с учетом требований потребителей к продукции данного вида, тенденций развития самой продукции и ее рынка и достижений ведущих фирм-конкурентов

    На этапе выполнения НИР осуществляется выбор направления разработки и экспериментальная апробация наиболее эффективных идей, отобранных на предыдущих этапах и намечаемых к использованию в объекте разработки. С учетом результатов такой апробации осуществляется дополнительный отсев идей, не отвечающих критериям отбора. При этом основным критерием отбора является возможность получения прибыли от реализации продукции с использованием оцениваемого новшества. На этом этапе могут быть предприняты первые шаги по правовой охране новшеств путем подачи заявок на выдачу соответствующих охранных документов. Еще одним критерием для отбора новых технических решений к использованию в объекте разработки может служить их влияние на патентную чистоту объекта разработки. Это требует проведения на данном этапе создания новой продукции предварительной ее проверки на патентную чистоту
    Отбор наиболее эффективных технических решений для использования в объекте разработки должен осуществляться также с учетом их влияния на технический уровень объекта разработки

    В процессе проектирования объекта разработки (этап ОКР) возможно также создание новых технических решений, которые должны быть оценены с точки зрения их влияния на технический уровень и патентную чиcтоту объекта, а также возможности их правовой охраны

    На этапе создания опытной партии продукции проводятся испытания опытных образцов продукции, по результатам которых осуществляется оценка технического уровня продукции. По результатам испытаний может быть принято решение о патентовании некоторых новинок, касающихся технологии изготовления объекта разработки или его отдельных элементов, либо о переводе этих новинок в режим ноу-хау, когда информация о них засекречивается и определяется порядок доступа к ней ограниченного круга лиц. На этом этапе осуществляется окончательная проверка объекта на патентную чистоту с учетом всех использованных видов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований мест происхождения товара, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем)
    На этапе изготовления и испытания опытной партии продукции по результатам оценки технического уровня продукции формируется предварительная продажная цена единицы продукции и разрабатывается рекламная стратегия

    На этапе проверки состояния рынка осуществляется продажа части опытных образцов продукции или передача их в пользование на льготных условиях потенциальным потребителям. При этом специалистов по сбыту интересует реакция потребителей технический уровень и качество продукции и ее продажную цену, а также оценка потребителями преимуществ и недостатков данной продукции перед образцами аналогичной продукции фирм-конкурентов. Эти коммерческие эксперименты проводятся до принятия решения об организации массового производства

    Принятие решения об организации массового производства новой продукции осуществляется после тщательного анализа результатов исследований на всех предыдущих этапах. Следует иметь в виду, что суммарные затраты на создание и освоение производства новой продукции резко возрастают именно на этапе организации массового производства. В этой связи исключительно важное значение имеет то, что все основные патентные исследования (определение требования потребителей, отбор наиболее эффективных идей, оценка технического уровня и патентной чистоты и др.) проводятся на начальных этапах создания продукции, когда затраты еще относительно невелики и можно внести коррективы в процесс создания продукции

    Таким образом, патентные исследования являются инструментом управления инновационным проектом, при использовании которого минимизируются риски технологического и коммерческого характера и снижаются затраты на разработку

  • Маркетинговые исследования на основе патентной информации Существенным недостатком традиционных способов определения требований потребителейк продукции конкретного вида, основанных на анкетировании и опросах, является то, что они ограничены анализом только внутреннего рынка, где возможен непосредственный контакт с потребителем. Кроме того, рядовой потребитель, формулируя требования к продукции, исходит из существующего представления о данной продукции без учета перспектив его развития

    Другим чрезвычайно эффективным методом выявления требований потребителей к продукции конкретного вида является анализ описаний изобретений (полезных моделей), относящихся к совершенствованию данной продукции.Известно, что любое изобретение )полезная модель) всегда направлено на удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Успех изобретения с точки зрения восприятия обществом во многом определяется его соответствием требованиям потенциальных потребителей той продукции, на совершенствование которой направлено данное изобретение. Важнейшей предпосылкой создания коммерчески значимого изобретения и разработки на его основе конкурентоспособной продукции является выявление требований потребителей к этой продукции и ранжирование их по степени значимости

    В описаниях изобретений к патенту (или заявки на выдачу патента) имеется раздел, в котором изобретатель анализирует предшествующее состояние развития объекта техники, к совершенствованию которого относится данное изобретение, раскрывает недостатки известных технических решений (а в некоторых случаях и причины этих недостатков) и формулирует требования к усовершенствованию данного объекта путем формулирования цели или задачи изобретения. Следует отметить, что анализ этого раздела описания изобретения нередко позволяет выявить такие требования к продукции, на совершенствование которой направлено данное изобретение, которые потребитель данной продукции еще не ощущает. Изобретатель, который нередко является не только разработчиком данного вида продукции, но и ее потребителем, способен предвидеть и сформулировать новые (перспективные) требования к данной продукции

    На основе анализа описаний изобретений, относящихся к совершенствованию продукции данного вида, составляется перечень технических требований к продукции в виде конкретных формулировок целей (или задач) изобретений. Следует отметить, что те требования по совершенствованию продукции, которые выдвигают изобретатели, критикуя известные технические решения, связанные с совершенствованием этой продукции, и формулируя цель и и задачу изобретения, в большей степени отражают реальные требования потребителей этой продукции. Каждое из установленных таким образом требований к продукции должно быть связано с конкретным технико-экономическим показателем (ТЭП)(или несколькими показателями) продукции данного вида. Увязав каждое из установленных требований к продукции с конкретным ТЭП этой продукции, составляют перечень ТЭП, в котором наименование каждого ТЭП сопровождается списком всех требований, связанных прямо или косвенно с улучшением данного ТЭП
    Анализ условий конкуренции на рынке продукции В качестве потенциальных конкурентов на рынке продукции конкретного вида следует рассматривать фирмы, занимающиеся разработкой, производством и сбытом продукции аналогичного назначения. Такие фирмы проявляют себя тем, что осуществляют правовую охрану изобретений и промышленных образцов, связанных с усовершенствованием данного вида продукции

    Патентование изобретений, используемых в качестве новинок, улучшающих потребительские свойства продукции или придающих ей уникальные свойства, является необходимым при выходе на рынок конкретной страны с данной продукцией. Это обусловлено стремлением фирмы обеспечить себе монопольное право на использование изобретений в своей продукции и исключить возможность безвозмездного копирования этих изобретений другими фирмами. Чем активнее фирма патентует свои изобретения в данной стране, тем больше вероятность иметь ее конкурентом на рынке продукции, на совершенствование которой направлены изобретения данной фирмы

    Для выявления фирм, связанных с разработкой, производством и сбытом определенной продукции, необходимо провести тематический поиск изобретений, связанных с совершенствованием данной продукции, по патентным фондам тех стран, рынок которых исследуется

    Для повышения достоверности выводов при анализе активности фирм, занятых разработкой, производством и сбытом конкретной продукции, следует принимать во внимание только те изобретения, которые имеют патенты-аналоги в разных странах. Известно, что фирмы, осуществляющие патентование своих изобретений в нескольких странах, несут большие затраты по патентованию, которые они предполагают компенсировать в будущем путем реализации соответствующей продукции на рынках этих стран

    Анализ изобретательской активности фирм в динамике позволяет оценить степень устойчивости их интересов в производстве и сбыте соответствующей продукции:

    Постоянное возрастание суммарного количества патентов, получаемых фирмой, свидетельствует о постоянстве ее интересов к рынку данной продукции

    Спад в изобретательской активности фирмы свидетельствует о сокращении затрат на НИОКР, связанных с разработкой и модернизацией данной продукции

    Экспоненциальная форма кривой изобретательской активности свидетельствует о намерениях фирм занять более активные позиции на рынке данной продукции

    Выявив на основе патентной статистики ведущие фирмы, оценив долю рынка продукции, контролируемую этими фирмами, и степень устойчивости их интересов в разработке, производстве и сбыте этой продукции, следует приступить к анализу направлений научно-технических поисков этих фирм

    Направление научно-технических поисков фирмы определяется тем, какие цели или задачи ставит перед собой фирма, совершенствуя данный вид продукции, а также тем, какие основные средства она предполагает использовать для достижения поставленных целей и решения задач. Для проведения этих или других видов иследований, связанных с анализом деятельности ведущих в данной области фирм, необходимо в дополнение к тематическому поиску провести фирменный поиск

    Направления научно-технических поисков фирмы-конкурента, выявленные на основе анализа изобретений фирмы, необходимо сопоставить с общими тенденциями развития научно-технических направлений разработки и совершенствования данной продукции, выявленными с использованием патентной статистики. Такой сопоставительный анализ позволяет установить, в какой мере направления научно-технических поисков фирмы-конкурента согласуются с общими тенденциями развития рынка продукции данного вида, и предвидеть, какое положение будет занимать эта фирма на рынке данной продукции в будущем

    Особое внимание при анализе направлений научно-технических поисков фирм-конкурентов следует уделить выявлению таких изобретений этих фирм, которые могут служить препятствием при входе на рынок соответствующих стран с разрабатываемой продукцией и которые, следовательно, должны быть учтены при оценке патентной чистоты этой продукции ("мешающие" патенты)

    Выявив наиболее сильные технические решения фирм-конкурентов, которые в ближайшем будущем будут определять технический уровень их продукции, а также изобретения этих фирм, патенты на которые должны быть учтены при оценке патентной чистоты нашей продукции, следует определить географию патентования этих изобретений путем поиска патентов-аналогов, выданных на эти разработки в других странах. Определение патентов-аналогов фирм-конкурентов позволяет выявить наличие коммерческих интересов этих фирм на территории тех стран, где ими получены патенты-аналоги.Установление географии патентования фирм-конкурентов позволяет решать вопросы, связанные с выбором стран экспорта с учетом условий конкуренции на рынках стран-потенциальных потребителей данной продукции

    Важное место в изучении деятельности фирм-конкурентов занимает анализ ассортимента продукции фирмы. Как правило, ведущие зарубежные фирмы наряду с основной продукцией по профилю фирмы осуществляют производство и выпуск других видов продукции, при производстве которых используются сходные технологические приемы, аналогичные материалы, комплектующие изделия и т.п. Стремление фирм постоянно расширять круг товаров и услуг связано с реализацией концепции диверсификации, которая представляется наиболее подходящим путем для инвестиций и уменьшения степени риска, связанного с колебаниями конъюнктуры рынка. Если фирма наряду с основной (профильной) продукцией осуществляет выпуск и реализует на рынке другие виды продукции, то она осуществляет правовую охрану объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), связанных с совершенствованием этих видов продукции

    Для установления ассортимента продукции фирм-конкурентов необходимо провести "фирменный" патентный поиск. Выявленные в процессе поиска охранные документы (патенты на изобретения, полезные модели и т.д.) по каждой стране следует систематизировать по видам продукции, к которым они относятся. Таким образом могут быть получены перечни видов продукции, разрабатываемых и выпускаемых интересующими исследователя фирмами

    Анализ ассортимента продукции фирм-конкурентов позволяет определить собственную ассортиментную политику.

    Анализ лицензионной деятельности фирм-конкурентов дополняет общую картину их деятельности. Особый интерес представляет информация об условиях заключения лицензионных соглашений

    Особое место в рыночных исследованиях занимает сегментация рынка. Для сегментации рынка продукции промышленного назначения необходимо провести тематический патентный поиск по данному виду продукции и систематизировать отобранные в процессе поиска изобретения по областям применения продукции с их использованием

    Важное место в рыночных исследованиях занимают исследования, связанные с поиском потенциальных партнеров. Поиск и выбор фирм-потенциальных партнеров начинается с проведения тематического патентного поиска, в процессе которого отбирается информация об изобретениях (полезных моделях), связанных с совершенствованием продукции, совместимой продукцией отечественной организации, заинтересованной в налаживании партнерских отношений

    По результатам поиска выявляются ведущие фирмы, разрабатывающие и производящие продукцию, совместимую с продукцией отечественной организации. Затем тематический патентный поиск дополняется фирменным (именным) поиском, по результатам которого отбирается информация обо всех изобретениях потенциальных партнеров, запатентованных этими фирмами в последние 5 лет. Анализ разделов описаний изобретений этих фирм, в которых содержится критика предшествующего состояния развития техники и формулируются цели или задачи изобретения, позволяет установить проблемы, над которыми работают эти фирмы

    В результате такого анализа необходимо найти ответ на вопрос, в какой мере научно-технические достижения отечественной фирмы (ее последние изобретения и ноу-хау) могут помочь потенциальному партнеру в решении тех проблем, над которыми он работает в последние годы. Когда такой ответ найден, то на основе проведенного анализа готовятся предложения по научно-техническому сотрудничеству с соответствующим партнером

    Продолжение следует...


    Хостинг от uCoz